Приветствую всех читателей блога scriptcoding.ru. В сегодняшней статье мы поговорит про такой немаловажный показатель сайта для многих пользователей сети интернет, как ТИЦ, по научному – тематический индекс цитирования.
Пожалуй, нет более спорного показателя сайта, чем ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования). И споры возникают не потому, что нет явной формулы для его вычисления, а потому, что значение данного показателя может увеличиваться или уменьшаться вопреки законам логики. В этой статьи я постараюсь предоставить максимальную информацию относительно ТИЦ, при чем, как информацию со стороны Яндекс, так и информацию со стороны других вебмастеров.
Прежде чем приступать к рассмотрению данной темы, давайте посмотрим, в чем заключаются основные споры вокруг Тематического Индекса Цитирования. То, что ТИЦ напрямую зависит от внешних ссылок на сайт, это факт. То, что значение ТИЦ нельзя изменить за счет внутренних ссылок, и он назначается сайту в целом, а не отдельным страницам, это тоже факт. Но, возникает логический вопрос:
Какие ссылки и как влияют на ТИЦ?
Условно, ссылки можно разделить на несколько типов:
- Анконрные и безанкорные – анкорными являются ссылки вида <a href=»site.ru»>текст анкора</a>, безанкорными принято считать ссылки, которые содержат слова вида тут или здесь, а также имя сайта с http.
- Ссылки на главную страницу (морду) и на внутренние страницы сайта.
- Тематические и не тематические ссылки.
Во всех трех случаев есть только предположения, так как нельзя математически рассчитать, какой тип ссылки дает больший эффект для роста тиц (тематического индекса цитирования). С последним пунктом тоже не стыковка – как можно определить, что два ресурса являются тематическими? Допустим, есть два блога, на обоих расположены материалы про рыбок, хорошо, в этом случае можно сказать, что ссылка с одного сайта на другой будет тематической. А как быть, если есть блог, на котором 90 статей про рыбок и одна — про процессоры, и именно со статьи про процессоры идет линк на блог, который полностью посвящен информации про процессоры? Будет ли в этом случае линк считаться тематической?
Конечно, легко сказать – надо провести эксперимент, и тогда все ответы найдутся автоматически. Но, кому это надо? SEO компании получают свои деньги за рост позиций интернет ресурса, а не за наращивание ТИЦ сайта. Рядовые вебмастера? Возможно, но Яндекс учитывает слишком много факторов, и одним блогом для экспериментов не обойтись. Поэтому, приходится основываться только на внутренний опыт относительно показателя сайта ТИЦ…
Яндекс про ТИЦ
Прежде чем затрагивать тему ТИЦ, стоит упомянуть про ИЦ (индекс цитирования). ИЦ по своей природе является показателем, который принят в научных кругах, и обозначает значимость трудов заданного ученого. Сам ИЦ зависит от количество ссылающихся источников на труд. Хотя важную роль играет не только количество, но и качество, так как ссылаться может как академия наук, так и рядовая брошюра.
В отличии от ИЦ, ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования) предназначен для определения авторитетности заданного интернет ресурса (сайт, блог, и так далее). Все определяется качественной характеристикой внешних ссылок на сайт, качественная характеристика еще называется весом ссылки. Естественно, вес определяется заданным алгоритмом, который известен только Яндексу. Как утверждает Яндекс, на вес ссылки в большей степени влияет тематическая близость – типа, сайт про кошек ссылается на сайт про кошек. Поскольку каждый интернет ресурс сам по себе обладает внутренним весом, то на ТИЦ влияет столько не количество внешних ссылок, а их суммарный вес – проще говоря, две хорошие ссылки могут перевесить сто плохих.
Согласно утверждению Яндекса, ТИЦ нацелен на обеспечение релевантности расположения ресурса в рубриках каталога Яндекса. ТИЦ не является чисто количественной характеристикой, поэтому, пользователям показывается округленное значение – а жаль, может если бы мы могли точно видеть значение тематического индекса цитирования, типа 10,6, то могли бы ориентироваться, сколько еще внешних ссылок надо, для увеличения ТИЦ сайта.
Как известно, ТИЦ учитывается за чет только внешних ссылок, его нельзя изменить за счет внутренних ссылок сайта – если ссылаться с одних страниц блога на одну заданную. Кроме того – нельзя увеличить ТИЦ сайта за счет нескольких ссылок с одной или нескольких страниц заданного внешнего ресурса – проще говоря, один домен – одна ссылка.
Стоит обратить внимание, что – для вычисления Тематического Индекса Цитирования учитываются ссылки только с тех интернет ресурсов, которые являются проиндексированными Яндексом, и по которым происходит поиск Яндекс – выходит, если сайт из буржунета (не русскоязычный) проиндексирован, и есть в поисковой базе Яндекса, то, он может передавать и получать показатель ТИЦ.
ТИЦ с точки зрения вебмастеров – вопросы без ответов
Как видим, Яндекс дает только поверхностную информацию относительно показат
еля сайта ТИЦ. Это и неудивительно, так, если Гугл является по своей природе более открытым, то Яндекс – напоминает серого кардинала, который всячески пытается запутать и направить на путь ложный вебмастеров. В результате, возникло много вопросов, которые всячески обсуждаются на форумах по поисковой оптимизации и на страницах блогов. Давайте рассмотрим основные вопросы..
Как Яндекс определяет тематику сайта?
То, что у Яндекса есть свой каталог – это факт. То, что в каталоге есть различные тематики (рубрики) – это тоже факт. То, что Яндекс заявил, что ссылки перестают работать для некоторых тематик и по некоторым регионам – факт. Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что у Яндекса есть алгоритмы для определения тематики сайта. Тут есть два пути – определение тематики сайта в каталоге и определение близости тематики двух сайтов.
- Тематика сайта в каталоге – если Яндекс заявляет, что применяются правила для тех или иных тематик, то, скорее всего, есть некий эталон, по которому происходит сравнение интернет ресурса и определение его близости к заданной тематике. Так сказать, релевантность содержимого статьи поисковому запросу и релевантность сайта заданной рубрике (вхождение ключевых слов, названия страниц и так далее)
- Сравнение тематик двух сайтов – скорее всего, тематическая близость двух интернет ресурсов определяется по заданным фразам и словам, типа, сколько слов тут и сколько тут, и насколько они совпадают. Понятно, что если у сайта А большинство слов относятся к теме кроликов, и у сайта Б тоже большинство слов про кроликов, то эти ресурсы тематически близкие. Но, скорее всего есть некий процентный показатель, типа – сайт А и сайт Б являются тематическими близкими на 80, ну, или на 60 процентов. Если это так, то даже если мы получим ссылку из статьи про процессоры на наш блог, который тоже про процессоры, а ссылающаяся статья размещена на блоге, у которого основной материал про кроликов, то – Яндекс не будет считать ссылку тематически близкой нашему блогу, и вес ссылки будет минимальным.
Если ТИЦ создавался исключительно для определения авторитетности сайта в каталоге, то зачем его присваивать всем индексируемым сайтам?
Скорее всего, намного проще автоматически присваивать тематический индекс цитирования, чем потом тратить отдельное время для проверки – есть сайт в каталоге, или уже нет. Отсюда, вытекает небольшая аксиома – пока у Яндекса есть свой каталог, ему выгодно присваивать сайтам такой показатель как ТИЦ, отменять его есть смысл только в том случае, если появится некая альтернатива, ну, например – показатель, который будет показывать авторитетность ресурса, основываясь не на внешних ссылках, а на чем то другом. Но снова – скрывать смысла не будет.
Влияет ли ТИЦ на ранжирование сайтов (на поисковую выдачу)
Скорее всего, что ТИЦ на выдачу не влияет. То, что ТИЦ зависит от внешних ссылок, их количества, качества и тематической близости – это факт. Но, влияние внешней ссылки на заданную страницу, которая продвигается в поисковой выдаче – это тоже факт. То, что в первой десятке в поисковой выдаче находятся сайты с разными показателями ТИЦ, и в большинстве случаев, эти показатели не зависят от позиции – это тоже факт. Однако, даже если предположить, что Яндекс в своих алгоритмах использует значение ТИЦ для ранжирования, то, по сравнению с остальными факторами и их количество (поведенческие факторы, удобство на блоге, оценки ассесоров и так далее), то тематический индекс цитирования влияет на поисковую выдачу так же, как капля на море.
Если ТИЦ не влияет на выдачу, то какой смысл наращивать данный показатель?
Как было сказано выше, для продвижения сайта по заданному запросу, применяется, как один из факторов – наращивание ссылочной массы. В большинстве случаев, ссылки покупаются, естественно, что цену ссылки нужно как-то определить. Показатель ТИЦ на пару с PageRank и определяет цену ссылки, естественно, чем больше показатель ТИЦ у сайт, тем дороже будут стоить линк с такого ресурса.
Влияет ли анкор ссылки на ТИЦ
Анкорные и безанкорные ссылки играют роль, когда надо продвинуть определенный поисковый запрос, или, когда надо разбавить ссылочную массу сайта. Как утверждает Яндекс, на ТИЦ влияет вес ссылки. Нет смысла дополнительно затрачивать ресурсы для определения ТИЦ сайта, исходя из анкора ссылки. Но, есть одна не стыковка, например:
Есть ссылка с тематически близкого ресурса и ссылка с не тематического ресурса, понятно, что первая ссылка передает больший вес, хорошо. Второй пример – есть статья, которая продвигается по запросу «Как заработать в интернете«, на нее ведут две ссылки с тематических ресурсов, одна внешняя ссылка с анкором «Заработок в интернете», а другая – безанкорная ссылка (название домена с http). Понятно, что продвигаемому запросу больше всего веса передает ссылка с первого ресурса, чем со второго, но, вопрос – как в таком случае передается вес для ТИЦ? Или тут стоит говорить, что вес ссылки в обоих случаях одинаковый, а вот влияние разное?
Количество исходящих ссылок с сайта донора непосредственно влияет на ТИЦ, который с него может передаться.
Это факт, так как тематический индекс цитирования зависит от внешних ссылок, а каждая ссылка определяется весом. Исходящие ссылки на сайте передают вес, и чем больше исходящих ссылок, тем больше «утекает» веса, и тем меньший вес может передать сайт, соответственно, меньший ТИЦ может дать интернет ресурс.
Как проверить ТИЦ сайта, а также PageRank
Ну что же, полагаю, статью можно потихоньку заканчивать. Должен признаться, что я хотел параллельно написать материал и про другие показатели сайта, например, PageRank и AlexaRank. Однако, когда я начал анализировать материал, который уже есть по этой теме на страницах других блогов, то понял – не все так просто…
Смотрите, тот же PR (PageRank) является пузомеркой компании Гугл, в отличии от ТИЦ, PR рассчитывается не для всего сайта, а для каждой страницы. PR является одним из факторов, который влияет на ранжирование, даже есть формула для его расчета. Есть тулбарное значение PR – от 0 до 10, и реальное – типа, от 0.15 до бесконечности. Однако, если в панели вебмастера от Яндкс всегда можно просмотреть значение ТИЦ сайта, то в панели вебмастера от гугла нет возможности просмотреть PR сайта. Просто Гугл сделал это специально, так как много оптимизаторов слишком зацикливались на этой пузомерке. Как и с ТИЦ, PageRank зависит от внешних ссылок, их количества и качества, но… учитываются также и внутренние ссылки, поэтому, если на сайте, ну скажем, 10000 страниц, то за счет внутренней перелинковки можно получить хорошее значение PR без внешних ссылок. В отличии от ТИЦ, тулбарное значение PageRank обновляется намного реже — раз в 2-4 месяца, хотя сроки могут быть и больше. Конечно, PR тоже влияет на цену ссылки, но, так как данный показатель сайта обновляется редко, то вполне возможна ситуация, когда деньги, потраченные на ссылку с ресурса с хорошим PageRank, могут просто пойти на ветер, так как после обновления PR данная пузомерка просто обнулится, хотя до обновления она несколько месяцев привлекала других оптимизаторов.
С AlexaRank тоже не все просто, в общих чертах можно сказать, что чем чаще ресурс посещают, тем данный показатель меньше. Правда, актуальным является учет трафика не с одного хоста, а с многих, в итоге, довольно часто может возникнуть ситуация, когда вебмастер устанавливает в браузер расширение от Alexa, и часто посещает свой сайт, то вместо того, что бы значение AlexaRank уменьшалось, оно начинает увеличиваться.
Помимо ТИЦ, PageRank и AlexaRank есть много других показателей, описывать которые даже при самом великом желании просто не хватит сил.
Поэтому, я просто приведу несколько способов для проверки ТИЦ и тем самым завершу данную стать.
Самым простым способом просмотреть значение ТИЦ является переход по следующей ссылке
http://yaca.yandex.ru/yca/cy/ch/site.ru/
по сути, вместо site.ru вы прописываете адрес нужного ресурса. На этой же странице справа появится своеобразная купюра, на которой будет отображаться значение ТИЦ для заданного интернет ресурса. Если нажать по купюре, то вас перебросит на страницу справки Яндекс, где будет указано, как разместить у себя на блоге такую кнопку.
Также можно перейти по ссылке http://yandex.ru/cycounter?site.ru, тут по сути тоже в качестве параметры мы передаем адрес сайта. В итоге, мы увидим ту же купюру со значением ТИЦ сайта.
Ну и конечно, pr-cy.ru – тут по сути нужно ввести адрес сайта, в итоге, помимо показателя ТИЦ и ПР мы получим еще и множество другой информации. Так, данный сервис можно использовать и для подбора ключевых запросов.
Для тех, кто хочет просмотреть не только показатели сайта, но и обратные ссылки и много другого, можно воспользоваться сервисом xseo.in. Удобство заключается еще и в том, что тут можно просмотреть такие показатели как PageRank или ТИЦ не для одного сайта, а для нескольких сразу.