Всем привет, с вами автор блога scriptcoding.ru. В этой стартовой статье мы кратко рассмотрим синтаксис языка программирования JScript языка и несколько простых примеров сценариев.
Язык JScript не требует дополнительной установки и входит в состав сервера Windows Script Host, который в свою очередь, является частью операционной системы Windows. Что бы создавать JS скрипты, достаточно использовать простой блокнот, хотя лучше подойдет редактор Notepad++ (смотрите статью «Редактор Notepad++ — Знакомство«). Все скрипты JS сохраняются с расширением .js.
Синтаксис JScript языка чувствителен к регистру, поэтому, при объявлении переменных или при вызове методов стоит обращать внимание на регистр символов. Для комментирования одной строки, в начале прописывается двойная косая черточка (//), что бы комментировать сразу несколько строк применяется конструкция /* … */. При работе с переменными нет необходимости указывать их тип (более детально работу с переменными я разобрал в статье «Урок 2 по JScript — типы данных и переменные JS«). Как и язык VBScript, синтаксис языка JScript позволяет подключать внешние объекты, что значительно расширяет его возможности.
Стоит обратить внимание, что хотя JS скрипты и являются разработкой компании Microsoft, но они практически идентичен сценариям языка JavaScript, так что те, кто уже знакомы с JavaScript, с легкостью освоят JScript.
JS скрипты
Хорошо, со вступительной частью мы закончили, теперь можно приступить к программированию. Для примера, давайте рассмотрим следующий сценарий:
//******************************** // JS скрипты // пример простого сценария // jscript_scripty.js //********************************* var A, a, list="", WshShell; var my_var = "это простая строка"; // массив var MyArr = new Array(100,200,300); // Создаем экземпляр класса WScript.Shell WshShell = WScript.CreateObject("WScript.Shell"); a = 24.5; A = 200; WScript.Echo (a + "\n" + A); WScript.Echo (my_var); for (var index=0; index<=2; index++){ list+=MyArr[index] + "\n"; } WshShell.Popup(list); |
Видим, что вначале идёт комментирование скрипта JS, как правило, комментарии должны описывать назначение сценария, или строк кода. Тут мы просто прописали имя JS скрипта и его название. Далее с помощью ключевого слова var мы объявили переменные, видим, что переменным можно сразу присваивать значения. Для примера, я объявил один массив, который хранится в переменной MyArr (работу с массивами я рассмотрел в статье «Урок 5 по JScript: Работа с массивами«). С помощью конструкции WScript.Echo мы можем выводить нужные нам значения, например, переменные или просто текст. Также, обратите внимание, что в конце каждого оператора прописывается точка с запятой. Что бы обработать по отдельности каждый элемент массива, мы использовали цикл for (работу данного цикла я подробно описал в статье «Урок 9 по JScript: Цикл for«). Видим, что синтаксис JScript языка требует для обращения к элементу массива в квадратных скобках прописывать его индекс, нумерация элементов начинается с нуля. Также в программном коде я создал ссылку на объект (смотрите статью «Объект WScript.Shell метод Popup — создание диалогового окна«), что бы воспользоваться методом Popup для вывода содержимого переменной list.
Хорошо, теперь давайте рассмотри еще один пример:
/* JS скрипты пример простого сценария 2_jscript_scripty.js */ my_fun = function(a,b){return a +b;} my_obj = {x:100, y:200, z:my_fun} with(WScript){ Echo(my_fun(10,20)); Echo(my_obj.z(10,20)); }
Для новичка синтаксис данного JS скрипта может показаться непонятным. Но, в будущем, когда опыта прибавляется, такой подход написания программного кода может сильно пригодиться. И так, что же мы тут прописали?
my_fun = function(a,b){return a +b;} – Это функция (подробно работу с функциями я рассмотрел в статье «Урок 3 по JScript: Объявление пользовательских функций«), доступ к ней осуществляется через переменную my_fun. Видим, что ей передаются два параметра, a и b, ключевое слово return говорит, что именно должна вернуть функция, в данном случае – сумму параметров a и b.
my_obj = {x:100, y:200, z:my_fun} – Это объект (подробно работу с объектами я рассмотрел в статье «Урок 4 по JScript: Создание собственных объектов«), у него три свойства. Свойство x хранит число 100, свойство y – число 200, а свойство под именем z хранит в себе функцию my_fun, и фактически, становится методом.
Обратите внимание на конструкцию with(WScript){ … }, вам часто придется встречать оператор with. Данный оператор позволяет сократить программный код, что бы не писать лишний раз имя объекта.
Как видим, использование такого синтаксиса языка JScript немного отличается от VBScript. В конце JS скрипта мы дважды вызываем нашу функцию, сначала через переменную my_fun, а потом через свойство z объекта my_obj.
И так, давайте подвед`м итоги… В этой статье мы рассмотрели скрипты JS, их общий синтаксис, пример подключения внешнего класса и работу с внутренним объектом (Array)
При выполнении примеров на мониторе на мгновение появляется окно сеанса DOS и тут же исчезает. Фиксированное окно-сообщение с кнопочкой «ОК», как на видеоуроках, не появляется.
Сценарии Windows Script Host выполняются под управлением wscript.exe (оконный режим) или cscript.exe (окно консоли). Проверьте в свойствах сценария (правой кнопкой мыши по файлу, пункт «свойства») какая программа его обрабатывает. Или попробуйте в командной строке прописать: wscript.exe «путь к сценарию».