Урок 1 по JScript — знакомство, js скрипты

Урок 1 по JScript — знакомство, js скрипты Программирование на JSCRIPT

Всем привет, с вами автор блога scriptcoding.ru. В этой стартовой статье мы кратко рассмотрим синтаксис языка программирования JScript языка и несколько простых примеров сценариев.

Язык JScript не требует дополнительной установки и входит в состав сервера Windows Script Host, который в свою очередь, является частью операционной системы Windows. Что бы создавать JS скрипты, достаточно использовать простой блокнот, хотя лучше подойдет редактор Notepad++ (смотрите статью «Редактор Notepad++ — Знакомство«). Все скрипты JS сохраняются с расширением .js.

Синтаксис JScript языка чувствителен к регистру, поэтому, при объявлении переменных или при вызове методов стоит обращать внимание на регистр символов. Для комментирования одной строки, в начале прописывается двойная косая черточка (//), что бы комментировать сразу несколько строк применяется конструкция /* … */. При работе с переменными нет необходимости указывать их тип (более детально работу с переменными я разобрал в статье «Урок 2 по JScript — типы данных и переменные JS«). Как и язык VBScript, синтаксис языка JScript позволяет подключать внешние объекты, что значительно расширяет его возможности.

Стоит обратить внимание, что хотя JS скрипты и являются разработкой компании Microsoft, но они практически идентичен сценариям языка JavaScript, так что те, кто уже знакомы с JavaScript, с легкостью освоят JScript.

JS скрипты

Скрипты JS

Хорошо, со вступительной частью мы закончили, теперь можно приступить к программированию. Для примера, давайте рассмотрим следующий сценарий:

//********************************// JS скрипты// пример простого сценария// jscript_scripty.js//********************************* var A, a, list="", WshShell;var my_var ="это простая строка";// массивvar MyArr =newArray(100,200,300); // Создаем экземпляр класса WScript.ShellWshShell = WScript.CreateObject("WScript.Shell"); a =24.5;A =200; WScript.Echo(a +"n"+ A);WScript.Echo(my_var); for(var index=0; index<=2; index++){ list+=MyArr[index]+"n";} WshShell.Popup(list);

Видим, что вначале идёт комментирование скрипта JS, как правило, комментарии должны описывать назначение сценария, или строк кода. Тут мы просто прописали имя JS скрипта и его название. Далее с помощью ключевого слова var мы объявили переменные, видим, что переменным можно сразу присваивать значения. Для примера, я объявил один массив, который хранится в переменной MyArr (работу с массивами я рассмотрел в статье «Урок 5 по JScript: Работа с массивами«). С помощью конструкции WScript.Echo мы можем выводить нужные нам значения, например, переменные или просто текст. Также, обратите внимание, что в конце каждого оператора прописывается точка с запятой. Что бы обработать по отдельности каждый элемент массива, мы использовали цикл for (работу данного цикла я подробно описал в статье «Урок 9 по JScript: Цикл for«). Видим, что синтаксис JScript языка требует для обращения к элементу массива в квадратных скобках прописывать его индекс, нумерация элементов начинается с нуля. Также в программном коде я создал ссылку на объект (смотрите статью «Объект WScript.Shell метод Popup — создание диалогового окна«), что бы воспользоваться методом Popup для вывода содержимого переменной list.

Хорошо, теперь давайте рассмотри еще один пример:

/*JS скриптыпример простого сценария2_jscript_scripty.js*/ my_fun =function(a,b){return a +b;}my_obj ={x:100, y:200, z:my_fun} with(WScript){ Echo(my_fun(10,20)); Echo(my_obj.z(10,20));}

Для новичка синтаксис данного JS скрипта может показаться непонятным. Но, в будущем, когда опыта прибавляется, такой подход написания программного кода может сильно пригодиться. И так, что же мы тут прописали?

my_fun = function(a,b){return a +b;} – Это функция (подробно работу с функциями я рассмотрел в статье «Урок 3 по JScript: Объявление пользовательских функций«), доступ к ней осуществляется через переменную my_fun. Видим, что ей передаются два параметра, a и b, ключевое слово return говорит, что именно должна вернуть функция, в данном случае – сумму параметров a и b.

my_obj = {x:100, y:200, z:my_fun} – Это объект (подробно работу с объектами я рассмотрел в статье «Урок 4 по JScript: Создание собственных объектов«), у него три свойства. Свойство x хранит число 100, свойство y – число 200, а свойство под именем z хранит в себе функцию my_fun, и фактически, становится методом.

Обратите внимание на конструкцию with(WScript){ … }, вам часто придется встречать оператор with. Данный оператор позволяет сократить программный код, что бы не писать лишний раз имя объекта.

Скачать архив с примерами

Как видим, использование такого синтаксиса языка JScript немного отличается от VBScript. В конце JS скрипта мы дважды вызываем нашу функцию, сначала через переменную my_fun, а потом через свойство z объекта my_obj.

Знакомство со скриптами JS

И так, давайте подвед`м итоги… В этой статье мы рассмотрели скрипты JS, их общий синтаксис, пример подключения внешнего класса и работу с внутренним объектом (Array)

Оцените статью
Технологии программирования и ведение блога
Добавить комментарий