Доброго времени суток всем читателям и подписчикам блога scriptcoding.ru. Сегодня мы рассмотрим работу с типами данных и переменными языка программирования JScript.
Первая особенность, какую стоит учитывать при объявлении переменных JS, состоит в том, чтоданный язык программирования чувствителен к регистру символов, поэтому имена переменных var1, Var1, VAR1, vAr1 не являются одним и тем же. Второй особенностью, которой владеют JS переменные, есть то, что им можно присваивать не только числа, строки и объекты, но и функции и массивы. Ну что же, давайте приступать к теоретической части и к программированию.
Для начала посмотрим, какие ограничения накладываются на имена переменных языка JScript:
- Имя может начинаться с латинской буквы, знака доллара или знака подчеркивания.
- Нельзя использовать ключевые слова в названии.
- Объявить переменную JS можно как явным способом (ключевое слово var) так и неявным способом. Так как язык программирования JScript является нетипизированным, то мы вправе объявить переменную JScript, присвоить ей числовое значение, а потом строковое, или даже целую функцию. Вообще, сам язык программирования JScript может показаться довольно сложным для новичка, тут сложно разложить все по полочкам.
Хорошо, давайте рассмотрим, какие типы данных используются в JScript.
JS переменные и типы данных
Типов данных всего шесть:
Числа — Как целые, так и вещественные.
В отличии от языка VBScript (смотрите статью «Урок 3 по VBScript: Типы данных«), в JS нет разделения на byte, integer или long для целых чисел, поэтому все целые находятся в диапазоне от -999 999 999 999 999 до 999 999 999 999 999. Помимо десятичных чисел можно использовать восьмеричные (вначале прописываем префикс 0) и 16-ричные (вначале прописываем префикс 0x).
Вещественные можно записывать как с плавающей точкой (например, 10.567), так и в научной нотации (например, 10567Е-3). Значения вещественных js переменных должно находиться в диапазоне от -Number.MAX_VALUE (наименьшее вещественное) до Number.MAX_VALUE (наибольшее вещественное).
Кроме Number.MAX_VALUE и -Number.MAX_VALUE есть еще и другие числовые значения:
- NaN (Not a Number) – значение «не число», генерируется, если невозможно преобразовать строку в число («ls2»).
- Number.POSITIVE_INFINITY — число, которое больше, чем Number.MAX_VALUE (положительная бесконечность)
- Number.NEGATIVE_INFINITY — число, которое меньше, чем -Number.MAX_VALUE (отрицательная бесконечность)
- Number.MIN_VALUE – число самое близкое число к нулю.
Строки – Последовательность символов, сюда входят так жеESC – последовательности.
Объекты – Собственно, ссылка на объект (смотрите статью «Урок 4 по JScript — класс Object, создание объекта JS«).
Логический тип данных – Может принимать значения TRUE или FALSE.
Undefined — Назначается переменной JScript до присвоения ей какого-либо определенного значения.
Null – Пустой тип, если присвоить значение Null.
В языке JScript есть оператор typeof, который позволяет получить тип выражения, Оператор typeof возвращает информацию о типе данных. Возможны шесть значений: «number«, «string«, «boolean«, «object«, «function» и «undefined«.
Ну что же, с теоретической частью мы закончили, теперь можно заняться программированием, давайте рассмотрим следующий программный код:
//******************************************************* // JS переменные //1_jscript_variable.js //******************************************************* //js глобальные переменные var VarNum_1=100, VarNum_2 = 45.123; var VarStr, VarBol, VarNull, VarUndef, VarObj, VarArr, VarFun; var js_peremennye; VarStr = "строка"; VarBol = true; VarNull = null; VarObj = new Object; VarArr = new Array(6); VarFun=function(x, y){return x+y;} js_peremennye=""; // Составляем список JS переменных и их типов js_peremennye+="VarNum_1\t" + typeof(VarNum_1) + "\n"; js_peremennye+="VarNum_2\t" + typeof(VarNum_2) + "\n"; js_peremennye+="VarStr\t\t" + typeof(VarStr) + "\n"; js_peremennye+="VarBol\t\t" + typeof(VarBol) + "\n"; js_peremennye+="VarNull\t\t" + typeof(VarNull) + "\n"; js_peremennye+="VarUndef\t" + typeof(VarUndef) + "\n"; js_peremennye+="VarObj\t\t" + typeof(VarObj) + "\n"; js_peremennye+="VarArr\t\t" + typeof(VarArr) + "\n"; js_peremennye+="VarFun\t\t" + typeof(VarFun) + "\n"; WScript.Echo (js_peremennye); |
В данном примере мы объявим JS переменные разных типов,js_peremennye хранит список в виде двух столбцов в формате: название – тип. Стоит обратить внимание, что функция typeof вернула «object» для массива (статья «Урок 6 по JScript — объект Array, работы с массивами«), для null и для объекта.
Теперь давайте рассмотрим сценарий, который будет выводить список числовых констант:
//******************************************************* // JS переменные и числовые константы // 2_jscript_variable.js //******************************************************* var VarList VarList = ""; //js тип переменной VarList+=Number.MAX_VALUE +"\n"; VarList+=-Number.MAX_VALUE +"\n"; VarList+=Number.POSITIVE_INFINITY +"\n"; VarList+=Number.NEGATIVE_INFINITY +"\n"; VarList+=Number.MIN_VALUE +"\n"; VarList+=NaN +"\n"; WScript.Echo (VarList); |
В данном примере VarList хранит список константы, информация выводится с помощью функции Echo (смотрите статью «Объект WScript — методы sleep, quit и echo и 8 свойств«).
Ну а теперь давайте рассмотрим последний пример:
//******************************************************* // JS переменные // 16-ричные и 8-ричные числа // 3_jscript_variable.js //******************************************************* var var10, var8, var16 var10 = 300; var8 = 0454; var16 = 0x12C; WScript.Echo (var10 + "\n" + var8 + "\n" + var16);
Тут мы просто записали число 300 в 8-ричной и 16-ричной форме.
Хорошо, на этом пока все, в следующем уроке мы с вами научимся создавать собственные функции (смотрите статью «Урок 3 по JScript — создание пользовательских функций JS«), подписывайтесь на обновление блога, что бы ничего не упустить.