Всем привет, с вами автор блога scriptcoding.ru. Сегодня мы поговорим про такую заумную и немаловажную фразу как поведенческие факторы ранжирования.
Полагаю, что не ошибусь, если скажу, что SEO – как индустрия, просто кишит различными терминами, заумными словами и так далее. Одним из таких волшебных терминов является фраза – поведенческие факторы ранжирования. Блин, пока выговоришь, язык сломаешь… Можно даже представить парня в костюме и с галстуком, который с умным видом говорит: Я отвечаю за аналитику интернет ресурсов на предмет поведенческих факторов ранжирования. Смешно, но давайте разберемся, что это за такие факторы, какого-то там ранжирования, да еще и поведенческие…
Чаво?! Или что такое поведенческие факторы при ранжировании
В первую очередь стоит сказать, что каких-то правил не существует, то есть, ни поисковая система Яндекс, ни поисковая система Гугл не представляют владельцам сайтов список правил или директив, по которым можно сказать, что тут у меня поведенческие факторы хромают, или же – тут факторы ранжирования просто на высоте. Вообще, все, что связано с SEO, является условностью, и любая SEO компания полагается только на собственный опыт и информацию, полученную в процессе экспериментов. Ситуация примерно следующая:
Есть два магазина, оба прекрасно обустроены, сервис на высшем уровне, качественный товар. Практически все одинаково, но вот, у одного владельца оборот денег намного больше, у него намного больше покупают, чем у владельца другого магазина. А весь секрет заключается в таком маркетинговом ходе как – туалет. Люди часто ходят по нужде, и после тяжелой работы на унитазе, хотят себя побаловать новой покупкой.
Конечно, это смешно, но на практике в плане сайтов и их продвижения ситуация практически такая же – можно годами вести блог, писать статьями, развивать различные там факторы поведенческого ранжирования и… торба! А кто-то находит известную только ему лазейку и… БИНГО!!!
Так вот, я немного отвлекся, давайте вернемся к нашим поведенческим, что бы их, факторам ранжирования. Проще говоря, это факторы, относящиеся к действиям пользователя, они напрямую влияют на то, поднимется сайт или понизится в поведенческой выдаче.
Как я сказал выше – никто нам не представляет правил относительно того, что включают в себя поведенческие факторы ранжирования, поэтому, приведу небольшой список тех правил, которые получены экспериментальным путем.
- Время, проведенное на сайте – пожалуй, это один из основных факторов поведенческого ранжирования. С логической точки зрения, чем больше пользователь находится на вашем блоге, тем ему ваш ресурс интересней, но… тут есть некоторые нюансы, о которых мы поговорим позже.
- Количество просмотренных страниц – тут, как и с параметром выше, считается, что чем больше пользователь просмотрел (полазил) страниц на блоге, тем ему ресурс интересен, хотя…. и тут есть свои нюансы.
- Количество отказов – простыми словами, это значение, которое показывает, сколько пользователей просмотрели только одну страницу. Чем показатель ниже, тем лучше. Простыми словами, если люди проглядывают только одну страницу блога, значит (с точки зрения поисковой системы), ресурс не пользуется популярностью.
- CTR ресурса в результатах поисковой выдачи – тут имеется ввиду соотношение количества показов блога в результатах поисковой выдачи к количеству кликов. По сути, пользователь ищет заданную поисковую фразу, ему выводится список с результатами, в которых есть наш сайт. Чем чаще пользователь будет кликать именно на наш блог, тем лучше, в противном случае — значение CTR уменьшается. К данному показателю стоит отнести не просто действие: в выдаче показало 10 ссылок и пользователь нажал именно на нашу, но и то, сколько человек пролистал страниц, что бы перейти именно к нашему блогу – если ресурс находится за пределами первой десятки.
Бытует мнение, что для данного показателя главную роль играет содержимое сниппета (текст, который находится под ссылкой), но… практика показывает, что пользователя может зацепить и заголовок ссылки.
- Комментарии на блоге – сложно сказать, учитывает ли поисковая система количество комментариев как элемент поведенческого фактора при ранжировании, но…
Комментарии содержат текст, который индексируется на уровне с содержимым статьи, если количество комментариев огромное, и их объем тоже не маленький, то – изменяется структура семантического ядра статьи, изменяется вес ключевых запросов, что может значительно ухудшить позиции ресурса в поисковой выдаче, особенно, если комментарии не являются тематическими.
- Число возвратов – тоже немаловажный фактор, так, человек может просмотреть несколько ресурсов в поисковой выдаче, в том числе и наш, но потом снова вернутся к нашему творению, посчитав его более полезным чем остальные.
- Прямой трафик – количество посетителей, пришедших не из поисковой системы, а напрямую, например, блог добавлен в закладки, люди перешли из социальных сетей или форумов, просто ввели адрес ресурса в строке браузера, вариантов много. Но, практика показывает, что часто прямой трафик в большом количестве может негативно повлиять на ресурс, поясню:
Человек заходит на заданную страницу сайта осознанно и с конкретной целью – он не будет делать дополнительные переходы. Пользователь добавил страницу в закладки только потому, что там есть некоторые цифры или информация, которую ему надо вспомнить, в итоге – просмотр страницы будет лишь несколько секунд. Это ведет к увеличению числа отказов, и как результат – могут ухудшиться поведенческие факторы ранжирования.
Логические нестыковки относительно поведенческих факторов ранжирования
Смотрите, выше я привел несколько факторов, которые можно отнести к поведенческим, конечно, если подумать, то можно еще добавить, но я решил не перегружать себя. Суть в том, что некоторые из поведенческих факторов могут трактоваться как положительные или отрицательные при ранжировании сайта, но в тот же момент, ситуация будет обратной.
- Время – человек может просидеть и час на блоге в поисках нужного ответа, но так его и не найдет, и в итоге уйдет злой и недовольный.
- Количество – пользователь просмотрел только одну страницу, на которой он нашел ответы на все вопросы, бинго, радостный гость уходит довольный, но поисковая система посчитает, что ресурс не является интересным.
К сожалению, таких нестыковок можно привести много, и это, если честно, неприятно, так как очень часто качественные блоги просто попадают под фильтры поисковых систем из-за поведенческих, что б их, факторов, убийственного ранжирования.
И еще… есть один вопрос, который меня мучит несколько месяцев: допустим, мы написали статью, и оптимизировали ее под несколько поисковых запросов, например «юзабилити на сайте» и «уникальный контент«. Пользователи приходят по НЧ запросам на данную статью по обеим категориям, но, те люди, которые приходят по НЧ запросам вида юзабилити, быстро уходят, не делают дополнительных переход и сильно следят после себя, а те, кто приходит по запросам, относящимся к уникалному контенту, очень лояльны, делают много переходов и много времени проводят на сайте. Не ясно, как поисковая система это учитывает, ну не будет же она учитывать поведенческие факторы при ранжировании для статьи в зависимости от запроса, Или – для одного запроса статья популярна, а для другого нет? А если таких НЧ запросов много, тогда как?
Кто сливает информацию о поведенческих факторах на сайте
Из вышесказанного видно, что информация, которая будет получена поисковыми системами относительно факторов поведенческого ранжирования, может как улучшить показатели сайта, так и ухудшить. Поэтому, давайте рассмотрим основные параметры, которые могут слить наш блог с потрохами:
Поисковая выдача – тут, к сожалению, мы ничего сделать не можем. Можно только стараться улучшить описание блога и составить текст статьи так, что бы поисковая система сформировала привлекательный сниппет. Как правило, учитывается текст вначале, всередине и в конце статьи. Но не всегда, часто сниппет может сформироваться совсем не таким как мы хотели. Конечно, есть сервисы, которые за соответствующую плату позволяют подкрутить поведенческие факторы ранжирования, а точнее CTR сайта в поисковой выдаче.
Счетчик статистки от Яндекса (Метрика) и от Гула (аналитикс) – тут ситуация такая, что Яндекс молчит, а гугл прямо говорит, что при установке их счетчика статистики будут наказываться сайты, чьи показатели низкие – число отказов, время просмотров и так далее. Многие советую вообще не ставить данные метрики на молодые блоги, я скажу, что их вообще лучше не ставить.
Дополнения к браузерам – различные там «Яндекс бар» хотя и являются привлекательными элементами, но, основная их задача – слить данные поисковой системе Яндекс.
Браузеры – любой браузер, будь он хоть Яндекс Браузер, хоть Гугл Хром, в любом случае сливает информацию, и если для рядового пользователя это параллельно, то владельцам блогов это может принести лишь слезы и разочарование.
Статистика от LiveInternet – самый популярный сервис по сбору статистики с сайта, в интернете бытует мнение, что за деньги сервис сливает данные о сайтах. Точно сказать не могу, за руку не хватал, но…. а что поделать.