Поговорим немного про юзабилити сайта

Поговорим немного про юзабилити сайта Тонкости и трудности ведения блога

Приветствую всех читателей блога scriptcoding.ru. Сегодня мне понадобится ваша помощь, так как я хочу затронуть такую популярную тему, как юзабили сайта, проще говоря – удобство на блоге.

Прежде всего, как я часто делаю, для начала небольшое лирическое отступление, а уже потом будем разбирать основные аспекты такой темы как юзабилити сайта.

Сам термин «юзабили» происходит от английского слова «usability«, которое означает удобство в использовании, эргономичность. Прежде всего, давайте попробуем разобраться в сути вопроса с точки зрения простой логики и глазами рядового пользователя – что собой должно представлять юзабилити…

В общих чертах, юзабили для сайта является неким набором правил, которые должны позволить пользователю чувствовать себя максимально удобно на блоге. Хорошо, давайте попробуем провести простую параллель между сайтом и магазином: «на один пользователь попадает в надежде найти нужную информацию, а в другой – произвести покупку».

Если бы все люди по своей природе, характеру и менталитету были одинаковыми, то достаточно было бы провести общий опрос, сформировать набор правил, которые позволили бы получить максимальную отдачу для магазина и все – дело в шляпе, но, все мы разные.

Когда я работал продавцом консультантом в магазине Фокстрот, то нас обучали различным техникам продаж, кроме того, товар всегда выкладывается не только по категориям, но и по ценам, в моем случае, товар был выложен от дорогого к дешевому – типа, сначала пробуем дорогую стиральную машинку впихнуть, а потом дешевую. Должен сказать, что если покупатель «лох» (как у нас говорят), то ему и без выкладки товара можно что угодно впихнуть. Но в большинстве случаев, люди приходят, что бы просто "посмотреть цены", и им как-то параллельно,  что и как выложено. Другое дело, если человек изначально нацелен на покупку, и…. любит, что бы все было по «европейски», тогда действительно, все эта выкладка товара и техники продаж себя отрабатывают…

С удобством на сайте, а точнее с юзабилити, ситуация такая же, но…. В отличии от магазина, тут все намного проще, дело в том, что само юзабили, как набор правил, частично формируется автоматически в голове вебмастера, при условии, что он серьезно относится к своему проекту. Поясню:

  • Обратная связь – лично мне, чаще всего пишут через форму обратной связи, это логично, так как не всегда удобно ждать. Пока комментарий одобрят, плюс, есть вопросы, которых человек не будет искать конкретную статью.
  • О сайте – как правило, еще у некоторых блогеров есть страницы «Об авторе«, или что-то в этом роде. Конечно, в большинстве случаев посетитель сюда не заглядывает, еще бы, главное нужную информацию найти, а что там за мемуары о себе автор написал, кому оно нужно…
  • Навигация – если брать во внимание рядовые блоги, то тут, как правило, все однотипно: есть рубрики, есть нижняя (или верхняя) навигация, которая позволяет пролистывать накопившийся материал. Многие еще ставят дополнительную навигацию, которая позволяет перейти и показывает, в какой части сайта вы находитесь, конечно, с юзабилити это не совсем связано.
  • Плагины и виджеты – на многих сайтах, как элемент юзабилити, можно встретить различные «удобства» в виде кнопки, которая позволяет перейти зразу вверх (стрелочка, как у меня), кнопки социальных сетей, которые выводятся вертикально сбоку, ну и так  далее…

Как видим, основных правил относительно юзабилити или удобства на сайте не так уж и много, но, это только на первый взгляд. Если бы в интернете существовали только блоги, то проблем бы не было, но, есть еще и интернет магазины, социальные сети, которые существую не для красоты ради (попробую, выкини несколько тонн зелени на содержание такого ресурса), а для получения прибыли, причем, немаленькой.

Как и в области оптимизации и продвижении ресурса есть SEO специалисты, так и в плане юзабилити сайта есть свои специалисты, которые, в отличии от нас «непосвященных», содержат в своем кармане не один козырь.

Юзабилити – удобство сайта с точки зрения профессионалов

Выше мы рассмотрели некоторые логические аспекты юзабили на сайте, теперь давайте рассмотрим, как дела обстоят на самом деле.

юзабилити на сайте с точки зрения специалистов

Юзабилити – своеобразная дисциплина, которая нацелена при разработке сайта или продукта учитывать различные человеческие факторы – психологические, социальные, физиологические и так далее. Основная задача юзабилити – сформировать конечный продукт (например, сайт), который будет максимально удобен, доступен, полезен, эффективен и комфортен. Фактически, юзабилити нацелено на повышение потребительских свойств, а в итоге – качества продукта (сайта).

Нужно понимать, что в отличие от запада, где специалисты в области юзабили пользуются спросом, у нас – это редкая профессия.

Кроме того, давайте попробуем рассмотреть такую ситуацию: в офис компании, которая занимается улучшение поведенческих факторов, то есть – юзабилити сайта, приходит владелец интернет магазина. В большинстве случаев его просьба следующая: хочу, что бы мой проект стал удобнее. В плане юзабилити, нужно понять,что для данного сайта будет удобным, и собственно, нужно определить, как математически определить удобство, ну не на глаз же все будет делаться.

Как правило, работа юзабилити-специалиста состоит из трех этапов:

  1. Исследование пользователей
  2. Создание прототипа интерфейса
  3. Оценка или тестирование

Нужно понимать, что сайт, как проект для юзабилити может и отсутствовать, дело в том, что как не крути, но, что бы сформировать правильные принципы юзабилити, нужно сначала провести исследование. В первую очередь нужно понять, на какую аудиторию мы рассчитываем – понятно, что сайт про заработок в интернете, и сайт про ремонт автомобилей, это разная аудитория. В большинстве случаев, проводится опрос для нужной группы пользователям. Пожалуй, проще всего просмотреть, как работает юзабилити сайта на практике – это, попробовать сделать покупку в интернет магазине. Как я уже сказал выше, основную роль играет исследование, а точнее опрос заданной группы клиентов – какими сайтами заданной тематики люди уже пользовались, каким было юзабилити, что им понравилось, что мешало, или наоборот – помогло, ну и все в этом стиле.

Когда собрана максимальная информация, то можно приступить с создание прототипа сайта. Полагаю, что создается несколько шаблонов, естественно, прототип формируется с учетом собранной информации, помогающей получить максимальную отдачу в плане юзабили сайта.

Оценка или тестирование заключаются в том, что бы определить, сколько времени пользователь потратит на выполнение нужной задачи. В большинстве случаев есть камера, или устройство, которые позволяют определить, куда вы смотрите. Так, можно создать своеобразную тепловую карту, которая позволит установить те части сайта, в которые стоит поместить самые важные данные для максимальной отдачи от юзабилити.

Конечно, все это стоит денег, и сложно представить, что бы рядовой вебмастер тратил деньги на заказ услуг юзабилити сайта у специалистов, однако, есть альтернатива….

Юзабилити на сайте подручными методами

Хорошо, так как я сам уже давно поставил задачу – улучшить юзабилити данного сайта, то, прежде всего, решил поискать имеющуюся информацию в интернете. Понятно, что заказывать сторонние услуги я не собираюсь, поэтому попробуем проанализировать те данные, которые уже есть.

Правило трех кликов

В свое время, в 2001 году Джефри Зелдман, являющийся призванным авторитетом в области веб дизайна, написал, что правило «трех кликов» «может помочь вам создать сайт с интуитивной, логической и структурной иерархией», в своей книге «Реализуйте свой талант в веб».

Ох уж это магическое число ТРИ… На самом деле, если человек знает, что получит нужную информацию, то он может сделать и десять кликов. С другой стороны, понятно, что если человек зашел на главную страницу сайта, и ему нужно сделать больше трех переходов для доступа к статье, причем, каждый раз, то это может немного «заколебать». Тут ситуация двоякая – для интернет-магазина важно, что бы клиент не устал от кликов через 10 минут, но вот на блоге – автор просто физически не может вместить все в одну стать, и наличие внутренних ссылок является неизбежной необходимостью.

Как происходит чтение

Юзабилити - F-образный шаблон при чтении

Так как мы привыкли писать слева-направо, то, и читаем мы также. Проводимые исследования показали, что человеческий глаз считывает информацию по F-образному шаблону. Сначала мы считываем от верхнего левого угла первую строчку, потом опускаемся вниз и считываем вторую строчку, опускаясь все ниже, человеческое внимание все больше концентрируется на левой стороне. Получается, что если размещать рекламный баннер, то, или слева по всей высоте, или справа, но только вверху.

Скорость сайта

Это, как говорится, общепризнанный факт – чем дольше грузится страница сайта, тем больше вероятность, что пользователь просто уйдет.

Проблема статьи

В наше время человека сложно заставить прочитать книгу, а что уже говорить про статьи на блоге. Нужно понимать, что чем длиннее статья, тем меньше вероятность, что посетитель прочитает ее полностью, к сожалению, длина статьи зависит не от автора сайта, а от поисковых систем:

  • Чем длиннее текст, тем больше ключевых фраз можно в нее  включить
  • Поисковая система, например, Яндекс, сама установила, что минимальный размер (с точки зрения Яндекса) качественной статьи должен составлять 3000 знаков.

Понятно, что если текст даже и разбит на абзацы, то он по прежднему сухой, такой материал трудно дается при чтении. Поэтому, мы, блогерры, любим дополнять публикации картинками, делать различное оформление с помощью CSS стилей, используем выделения и так далее, в общем – улучшать юзабилити для статей сайта. Конечно, это требует дополнительных затрат времени, но что делать…

Поиск информации

Практика показывает, что большинство пользователей не пользуются поиском на сайте. Лично я, когда ищу информацию на заданном ресурсе, то использую для этого поисковую систему Гугл, даже, если на блоге уже есть пользовательский поиск от Гугла. Хотя, на многих сайтах можно наблюдать несколько строк для поиска, как правило, от заданной поисковой системы и поиск, установленный по умолчанию.

На этой, короткой ноте, полагаю, можно завершить обзор по такой теме, как юзабилити сайта, буду рад услышать ваши мнения в комментариях.

Оцените статью
Технологии программирования и ведение блога
Добавить комментарий

  1. Егор

    Спасибо за инфу)

    Ответить