Урок 8 по JScript — условный оператор if…else, арифметические и логические операторы

Урок 8 по JScript — условный оператор if…else, арифметические и логические операторы Программирование на JSCRIPT

Всем привет, с вами автор блога scriptcoding.ru. В этой статье мы подробно рассмотрим операторы языка программирования Jscript, описание, применения и синтаксис. В том числе и условный оператор if js языка.

В отличии от языка VBScript, язык JScript более гибок, и его синтаксис практически тот же, что в C++, он, более «профессиональный«, и поэтому, для новичка он может показаться запутанным. Ну, ничего, что бы не смешивать описание JScript операторов, мы разобьём всё по полочкам, сначала, рассмотрим условный оператор js if else, а затем и все остальные (логические, арифметические и так далее), я приведу примеры программного кода с их использованием.

Условный оператор IF … ELSE JS

js if else - условный оператор jscript

Данная конструкция применяется для проверки условия, если оно выполняется (условие идёт после ключевого слова if), то идёт выполнение одного выражения, если нет – выполнение другого выражения. Сама конструкция может быть вложенной, начало и конец блока кода определяется фигурными скобками:

if (условие) {выражение_1} [else {выражение_2}]

Логические типы true и false

Как и в остальных языках программирования, true – означает ИСТИНА, falseЛОЖЬ, как правило, эквивалентом true является 1, а false соответствует 0. Но, в описании JScript это немного не так.

Арифметические операторы

Бинарные (арифметические) применяются для операции над двумя операндами:

  • — — Вычитание
  • / — Деление
  • + -Сложение
  • % — Вычисление остатка от деления
  • * — Умножение

Операции инкремента и декремента

  • ++ (два плюса) – Операция инкремента, позволяет увеличить число на единицу. Можно использовать как префикс (++i) или как суффикс (++i).
  • — (два минуса) – Операция декремента, позволяет уменьшить число на единицу. Можно использовать как префикс (—i) или как суффикс (i—).
  • += — Увеличение числа за счёт сложения.
  • -= — Уменьшение числа за счёт вычитания.
  • *= — Увеличение числа за счёт умножения.
  • /= — Увеличение числа за счёт деления.
  • %= — Увеличение числа за счёт вычисление остатка от деления.

Хорошо, с теоретическими основами мы разобрались, теперь настало время приступить к программированию на языке JSCRIPT, помним, что скрипты выполняются под управление сервера Windows Script Host.

Давайте рассмотрим следующий программный код:

//*****************************************
// инкремент и декремент
// inc_dec_else_if.js
//*****************************************
 
var a=10, b=100, c=25, d=5, f=8;
 
with(WScript){
a++; //11
--b;           //99
Echo (a + "\t" + b);
 
a+=15;     //26
b-=20;      //79
Echo (a + "\t" + b);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   // условный оператор js if
 
d*=5;       //25
f/=2;                     //4
Echo (d + "\t" + f);
 
c%=3;      //1
Echo (c);
}

В данном примере мы сначала объявляем четыре переменные с помощью ключевого слова var, и сразу присваиваем им числовые значения. Далее с помощью операторов инкремента и декремента мы меняем значения чисел. Информация выводится с помощью функции Echo (смотрите статью «Объект WScript — методы sleep, quit и echo и 8 свойств«). Что бы не писать лишний раз имя объекта, я использовал конструкцию with{}.

Логические операторы

Логические операторы используются при проверке условия, что бы не повторяться, я сделаю сокращение: левый операнд – Л.О., а правый операнд – П.О.

  • && — Логическое «И»
  • || — «ИЛИ»
  • ! — «НЕ»
  • > — Л.О. больше П.О.
  • >= — Л.О. больше или равен П.О.
  • < — Л.О. меньше П.О.
  • <= — Л.О. меньше или равен П.О.
  • == — Л.О. равен П.О.
  • != — Л.О. не равен П.О.
  • |= — Л.О. равен себе ИЛИ П.О.
  • &= — Л.О. равен себе И П.О.
  • ^= — ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ

Теперь рассмотрим следующий скрипт:

//*****************************************
// логические операции
// logik_if_else.js
//*****************************************
 
var a=10, b=100, WshShell, title, msg1, msg2, msg3, msg4, vbInformation = 64;
 
// Создаем экземпляр класса WScript.Shell
WshShell = WScript.CreateObject("WScript.Shell");
 
title = "Работа с условным оператором IF ELSE JS";
 
with(WshShell){
if (a>=5 && a<=100)      //истина
msg1 = "TRUE";
else
msg1 = "FALSE";
Popup (msg1, 5, title, vbInformation);
 
if (a>=5 || b==100)          //истина
msg2 = "TRUE";
else
msg2 = "FALSE";
Popup (msg2, 5, title, vbInformation);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  //условный оператор js if else
 
if (!a) //ложь
msg3 = "TRUE";
else
msg3 = "FALSE";
Popup (msg3, 5, title, vbInformation);
 
if (a&=100) //ложь
msg4 = "TRUE";
else
msg4 = "FALSE";
Popup (msg4, 5, title, vbInformation);
}

Как и в предыдущем скрипте, тут я использовал конструкцию with для сокращения программного кода. Однако, для вывода информация мы воспользовались функцией Popup (смотрите статью «Объект WScript.Shell метод Popup — создание диалогового окна«). В результате, диалоговые окна закроются автоматически через несколько секунд. Обратите внимание, что в данном примере мы не использовали фигурные скобки в условном операторе js if, они актуальны только тогда, когда нужно выполнить не одну строку кода, а несколько.

условный js if else jscript оператор

Напоследок, давайте рассмотрим такой практический пример, как решение квадратного уравнения:

// ***********************************************************
// Решение квадратного уравнения
// uravnenije_if_else.js
// ***********************************************************
 
var a,b,c,d,x,x1,x2;       //Объявляем переменные
 
a=-2;
b=6;
c=20;
 
//Идет поиск дискриминанта
d=Math.pow(b,2)-4*a*c;
 
if (d==0){
x=b/(2*a);
msg="Уравнение имеет одно решение, x ровно " + x
}else{
if (d>0){
x1=(-b+Math.sqrt(d))/(2*a);
x2=(-b-Math.sqrt(d))/(2*a);
msg="Уравнение имеет два решения \nx1 ровно " + x1 + "\nx2 ровно " + x2;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                // условный оператор if else js
}else
msg="Решения нет";
}
 
WScript.Echo(msg);

Скачать архив с примерами

Как видно, тут сначала идёт нахождение дискриминанта, далее идёт проверка условия, сначала проверяется, не равен ли дискриминант 0, затем идёт вложенный условный оператор if else js, где уже идёт проверка: не является ли дискриминант больше 0.

Оцените статью
Технологии программирования и ведение блога
Добавить комментарий